↑ Вернуться > Родителям

Воспитание ребенка

СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Различные соотношения родительского тепла и контроля лежат в основе четырех стилей воспитания детей.

Авторитарный стиль сочетает высокий контроль с низким уровнем душевной теплоты и участия.
Эти родители устанавливают правила и ждут, что дети им будут беспрекословно следовать. Авторитарные родители стараются привить детям трудолюбие, уважение и послушание. Между родителями авторитарного типа и детьми почти не бывает компромиссов, потому что родители не учитывают детские потребности и желания.

Читать далее »

Дети авторитарных родителей обычно имеют более низкую самооценку и менее искусны в социальных отношениях.
Авторитетный стиль сочетает достаточную степень контроля с душевной теплотой и отзывчивостью к детям.
Авторитетные родители объясняют правила и поощряют обсуждение своих решений с детьми. Дети авторитетных родителей в целом получают более высокую оценку своих действий и являются ответственными, уверенными в себе и дружелюбными.
201976_originalСнисходительно-разрешающий стиль обеспечивает душевную теплоту и должную заботу о детях при практическом отсутствии родительского контроля.
Такие родители, как правило, одобряют поведение своих детей и редко их наказывают. Они легко соглашаются с просьбой ребенка, просто потому что этого хочет ребенок.
Дети снисходительно-разрешающих родителей хуже поддаются обучению, часто являются импульсивными и легко внушаемыми.
Безучастно-индифферентный стиль не обеспечивает ни сердечного тепла, ни контроля.
Безучастно-индифферентные родители удовлетворяют лишь основные физические и эмоциональные потребности своих детей. Они пытаются свести к минимуму количество времени, которое проводят с детьми, и уклоняются от эмоционального участия в их жизни.
Дети таких родителей имеют низкую самооценку, импульсивны, агрессивны, у них часто меняется настроение (с преобладанием угрюмого).
Стиль воспитания остается достаточно постоянным. Родители, использующие силу своего авторитета, как правило, остаются такими же, когда их дети становятся подростками. Учитывая такое постоянство, вы не удивитесь, узнав, что стиль родительского воспитания влияет на развитие детей.
Авторитетный стиль воспитания способствует успехам ребенка в школе, его уверенности в себе и хорошему поведению; другие стили часто связаны с более низкой самооценкой и менее развитыми социальными навыками.
Наилучший стиль воспитания сочетает в себе контроль, душевное тепло и любовь родителей. Тем не менее некоторые факторы, например опасные соседи, иногда могут сделать авторитарный стиль воспитания наиболее подходящим.
воспитание без наказанияРебенок начинает свою жизнь с нуля. Весь мир для него — большая и увлекательная игра, где всё — впервые. В силу своей детской природы и малолетнего возраста, малыш не может изначально, с пелёнок, понимать правил и норм существования в обществе — «законов взрослых». Свойство их принимать и подчиняться им приходит к малышу постепенно, в процессе его воспитания родителями и близкими людьми.
Форм обучения ребенка тем или иным нормам («можно» и «нельзя»), существует множество. Одна из них – это наказание, причем выбор, применять наказание или нет, зависит только от личных убеждений родителей.
Если говорить о необходимости применения наказаний, то в первую очередь следует понять, какие именно наказания могут быть, для чего эффективны те или иные виды наказаний и какие последствия они влекут за собой.

Читать далее »

Основные виды наказаний, как метода воспитания:

  • Словесные наказания (крики, ругань, оскорбления, угрозы).

Некоторые родители склонны считать, что гневные окрики, ругань, нотации на повышенном тоне — ребенок понимает лучше и эффективнее, чем разъяснения ровным тоном. Но чаще всего это наказание используется воспитующими неосознанно, как аффективная реакция.

  • Наказания, основанные на причинении боли,

…предполагающие, что страх боли впоследствии остановит ребенка перед совершением какого-либо проступка.

  • Наказания лишением любви.

 Основа такого наказания в том, что ребенок в дальнейшем будет бояться потерять любовь, расположение, благосклонность и поэтому не станет совершать плохих поступков.

  • Наказание трудом

Вроде того, «Ах, ты разбросал все игрушки? Какой бардак — как это плохо! Вот собирай теперь сам, пока всё не соберешь». Также бывает, используются наказания физическими нагрузками, и даже учебой.

  • Наказания лишением удовольствия.

Например: лишения похода в цирк, чтения, компьютера, мультфильмов и т. п. Этот тип наказаний более отсрочен по эффективности, нежели первые два, поскольку напрямую чувств ребенка не задевает. поэтому, он больше подходит для детей старшего возраста.

Что влекут за собой эти наказания?

  • Словесные наказания

— как регулярное психологическое давление в «воспитательных целях» на ребенка, отнюдь не приближает нас к нему, напротив, только отдаляет. Причем на такое расстояние, на котором взаимопонимание может стать совершенно невозможным. Затем начинается пожинание плодов: дети озлабливаются в ответ, отрицая авторитет взрослого, или становятся подавленными, занижается их самооценка.

Особенно опасны личные оскорбления и угрозы. Помните, Ваш ребенок, воспринимает на веру все Ваши высказывания о нем: он действительно будет считать себя тем, кем Вы его назовёте. Как мягкий податливый пластилин в руках скульптора — принимает ту форму, которую ему придадут…

  • Наказание физическое.

Самые разнообразные формы физического наказания применялись всегда и применяются сегодня: шлепок, удар, ремень. Современная психология, тем не менее, указывает на недопустимость и неэффективность физического воздействия на ребенка, аргументируя это тем, что поведение после физического наказания становится хорошим, но только в присутствии наказавшего. Если же его поблизости нет, то ребенок вполне может вернуться к плохому поведению, поскольку угрозы немедленной физической расправы существовать не будет.

Кроме того, физические наказания могут привести к травмам, как телесным, так и психологическим, отложенным во времени. К таким последствиям относятся сломленная воля ребенка, его нежелание и неспособность в дальнейшем действовать самостоятельно.

Велика вероятность того, что повзрослев и став сильным физически тот, кого в детстве наказывали физически, примет ту же модель поведения по отношению к родителям, младшим, ровесникам. Отдаленные последствия могут проявиться и в виде протестного подросткового поведения.

Словом, те ценности, которые прививаются насильно, не могут восприниматься иначе, чем отрицательно. Следовательно, ценностями лично для ребенка они не станут.

  • Наказание лишением любви

– это выражение безразличия к ребенку, изолирование его от других членов семьи, слова о том, что Вы его «не любите из-за плохого поведения». Для ребенка это – самый большой ужас, он чувствует себя одиноким, беззащитным и ненужным своим самым близким людям.

  • Наказания трудом…

… способны закрепить у ребенка на всю жизнь отвращение к труду, уборке, физическим нагрузкам, учебе. Этого ли добивается родитель?

  • Лишение удовольствия.

Подобное наказание (особенно, если используется слишком часто) может вызывать у детей злобу, обиду, ощущение обманутых ожиданий. Увлечение наказаниями этого типа может повлечь за собой потерю интереса малыша к любимым занятиям или привести к серьезной обиде на взрослых. Для детей раннего возраста оно не слишком эффективно, если удовольствия, которых они лишаются — и так нерегулярны.

Но, надо отметить, что из всех вышеперечиленных типов, наказание лишением удовольствий — наиболее гуманное.

Наказания — неизбежны?

Казалось бы, очевидно, что любое наказание способно серьезно нарушить психологическое состояние ребенка. Тем не менее, зачастую воспитательный процесс без наказаний вообще невозможен.

Поэтому, если применение наказания неизбежно, нужно соблюдать некоторые правила:

  • Первое и главное, что должен знать ребенок – это то, что его любят.

В любом случае, даже в случае наказания, ребенок должен быть уверен в Вашей любви.

  • Избегайте обидных слов в адрес ребенка, оценивайте только его поступки: «Ты наказан, потому что этого нельзя делать».

Старайтесь не просто констатировать факт плохого поведения, но и объяснить, почему этот поступок – плохой. 
Скажем, если ребенок ковырял отверткой в розетке, то нужно не просто сообщить ему, что этого делать нельзя, но и рассказать, что это опасно для его здоровья и жизни.

  • Еще один принцип – принцип постоянства. 

Если нельзя играть с ножиком, то этого нельзя делать не только при маме, но и при бабушке с дедушкой, и при папе, и при воспитателе детского сада.

  • Постарайтесь договориться с ребенком о том, какое наказание последует за нарушение тех или иных правил.

Если правило ребенок уяснил, и знает, какое наказание последует за его нарушение, это скорее приведет его к необходимости соблюдения этого правила, нежели наказание, которого он не ожидал.

  • Важно соблюдать возрастной принцип.

Не стоит требовать от ребенка соблюдения правил, которые непонятны ему в силу возраста, равно как и действий, которые он просто не может совершить, потому что слишком мал.

  • Соблюдение временного промежутка. 

Наказание, которое последовало через длительное время после проступка, воспринимается ребенком чаще всего как несправедливое и незаслуженное. Кроме того, временной принцип отражается и в длительности наказания: будет лучше, если Вы сообщите ребенку, что, к примеру, мультики он не будет смотреть 2 дня, а если Вы изолируете его в другую комнату – то это на 15 минут. И ни минутой больше.

И все таки…во многих случаях можно обойтись и без наказания

Один из приемов – моделирование такой ситуации, когда проступок может превратиться в созидательное действие. К примеру, если Ваш сын с упоением вбивает гвоздь в стул, можно предложить ему попросить у папы дощечки и вместе с папой соорудить кукольный стол. Если дочь решила обрезать бахрому на шторах – предложите ей направить энергию в мирное русло и убрать торчащие нитки на коврике у двери.

Воспитывая ребенка в позитивном ключе, стоит уделять больше внимания и усилий «светлой стороне» методов воспитания — воспитанию поощрениями. Как говорится, 99% воспитания должно состоять из родительской предусмотрительности. Ребенку необходимо много внимания, общения, познавательной и воспитательной игры и сказки, поощрения всех его личностных достоинств и положительных поступков. Причем поощрения — не обязательно материального плана, чаще всего — достаточно улыбки и ободрения «Я рада, что ты поступил так хорошо!». Хуже, когда ребенок делает хорошее, лишь добиваясь новых игрушек или сладостей.

При этом стоит отличать проявление детских манипуляций, когда ребенок, используя слабые места родителей, добивается того, чего он хочет. Если Вы видите, что сын или дочь пытаются манипулировать другими, установите четкие правила, которых должны будут придерживаться все члены семьи без исключения. При борьбе с детскими манипуляциями главное, что нужно родителям – это терпение, выдержка, спокойствие и уверенность в собственных силах.

В любом случае, применяются наказания, или нет, один универсальный способ воспитания используется всеми без исключения. Этот способ –подражание. Лев Толстой говорил: «Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру». От того, что видит ребенок с раннего детства в семье, зависит его личность, его характер, его действия и поступки. Если Ваш малыш чувствует любовь, если видит уважительные и спокойные отношения в семье, скорее всего, он примет для себя именно такую модель поведения и применять наказания в большинстве случаев просто не придется.

ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

КАКОЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ ВАМ БЛИЖЕ?

Кто вы — либерал, позволяющий ребенку все, или диктатор, который держит ребенка в ежовых рукавицах? Пройдите тест портала «Я – родитель» и узнайте об особенностях вашего стиля воспитания, о его преимуществах и недостатках, а также об альтернативных способах воспитания.
1. Мой ребенок слышит похвалу или ободрение от меня…
2. Я уверен(а), что распорядок дня – важная составляющая умения быть организованным…
3. Мне кажется, что дети моих знакомых более воспитаны, чем мой ребенок…
4. Я стараюсь общаться со своим ребенком уважительно…
5. У меня существует ласковое прозвище для своего ребенка…
6. Я считаю, что за непослушание или капризы ребенка следует наказывать…
7. Я очень хочу, чтобы мой ребенок вырос самостоятельным…
8. Я воспитываю своего ребенка так, как воспитывали меня…
9. Я считаю, что самое главное в воспитании детей…
10. Я считаю, что ребенок обязан прислушиваться к мнению своих родителей…